Три миллиона россиян в 25 регионах страны проживают на Крайнем Севере. Большинство товаров туда, в том числе продукты и лекарства, доставляют из других субъектов, на местах их не производят. Грузы перевозят самолетами, поездами и пароходами, причем зачастую сразу всеми тремя видами транспорта. В итоге их цена иногда возрастает в три и более раз. Случается и так, что из-за сбоя логистических цепочек необходимые товары просто не доезжают до места, из-за чего возникает дефицит. Наладить северные поставки призван пакет законов о северном завозе (№ 301981-8 и № 301929-8), который Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 28 июля.
Я до тебя долечу, доплыву, доеду
Жители Крайнего Севера, а также приравненного к нему Дальнего Востока ждали закон о северном завозе больше 30 лет, рассказал на пленарном заседании Совета Федерации заместитель председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов, который и представил документ коллегам.
«Система госпоставок в районы Крайнего Севера была разрушена в постсоветские годы. Сегодня она восстанавливается», — сообщил сенатор. Для этого в кабмине подготовили пакет законов о так называемом северном завозе.
Согласно документам, в России создадут централизованную систему управления северным завозом. Отвечать за перевозки грузов будет федеральный координатор — Минвостокразвития. Также вводится понятие единого морского оператора, его определит Правительство.
Ключевым элементом управления перевозками станет федеральная государственная информсистема мониторинга — она будет анализировать информацию о северном завозе, мониторить движение грузов и своевременно выявлять риски сбоев в поставках. А планировать такие поставки будут на три года вперед.
Как ранее отмечали в Минвостокразвития, новую систему северного завоза можно будет сравнить с популярным сервисом «Яндекс.Такси», но только государственного масштаба.
Хлеб и лекарства — товары номер один
Также закон вводит три категории важности северных грузов. В первую вошли товары, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильной работы социальной сферы, ЖКХ и энергетики. Ко второй категории отнесли грузы для государственных и муниципальных нужд, к третьей — все остальные.
Отсутствие приоритетов до сих пор приводило к тому, что те же порты зачастую отдавали предпочтение более выгодным товарам, а не социально значимым, рассказывала ранее «Парламентской газете» вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова. «Могу привести в пример совсем недавнюю историю в Магадане. Из-за отсутствия норм приоритетности обслуживания грузов власти порта отдали предпочтение судну, которое шло по экспортному маршруту, вместо танкера, который должен был загрузиться дизельным топливом для нужд субъекта», — отмечала сенатор.
Кроме того, перевозить товары первой и второй категории обещают по льготным тарифам. Это приведет к снижению цен на товары для нужд Крайнего Севера, рассказал в палате регионов первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
Пока же из-за длительных сроков доставки и сложной логистики в северных регионах цены на прилавках в магазинах на хлеб, молоко, мясо, овощи в 2-2,5 раза выше среднероссийских.
Задание от спикера для министра
В работе над документами приняли участие губернаторы и председатели заксобраний регионов Крайнего Севера, рассказала на пленарном заседании Галина Карелова. «Но в дальнейшем закон надо будет еще развивать. Будем держать этот вопрос на контроле», — сообщила вице-спикер.
Документы должны вступить в силу с апреля 2024 года, до этого времени необходимо принять 14 нормативных актов. Не затягивать эту работу профильное министерство попросила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Не тяните с нормативными актами, мало их принять, надо адаптировать к жизни. Мобилизуйтесь и не позднее 1 января нам их представьте. Прошу профильные комитеты взять этот вопрос на контроль», — заключила спикер.