В целях профилактики нарушенйи порядка привлечения иностранной рабочей силы информируем, что рорядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6 Федерального закона от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального Закона от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Иностранные граждане, имеющие право работать без разрешительных документов: — Постоянно проживающие на территории РФ (имеющие вид на жительство);
— Временно проживающие в Российской Федерации (имеющие разрешение на временное проживание);
-Являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
-Являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; -Являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шеф монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
-Являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
-Обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
-Обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающие в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
-Приглашенные в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
-Приглашенные в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемые помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
-Являющиеся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
— Осуществляющие трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
-Признанные беженцами на территории Российской Федерации, -до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
-Получившие временное убежище на территории Российской Федерации, -до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища; Граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении (из стран входящих в таможенный союз стран ЕАЭС).
Если иностранный трудовой мигрант не имеет вышеуказанных статусов, то для осуществления трудовой деятельности он должен получить следующие документы: -патент (для пребывающего иностранного гражданина в РФ в безвизовом порядке);
-разрешение на работу (для пребывающего иностранного гражданина в РФ в визовом порядке). В случае трудоустройства иностранного работника, прибывшего из стран с визовым режимом въезда, работодатель должен иметь разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Прием документов для оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, патента и разрешения на работу в Республике Саха (Якутия) производится отделением по вопросам трудовой миграции управления по вопросам миграции МВД Республике Саха (Якутия) по адресу: г. Якутск ул. Ярославского , дом №32 к.1, телефон: 8 (4112) 335-638, 336-716.
Порядок действий при оформлении работодателем на работу иностранного гражданина необходимо: 1.выяснить законность пребывания иностранного гражданина на территории РФ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся иностранный гражданин -лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
2.выяснить статус иностранного гражданина, так как существуют статусы иностранных граждан, дающие им право работать без разрешительных документов. В случае отсутствия статуса иностранного гражданина, дающего ему право работать без разрешительных документов, у иностранного гражданина должен быть оформлен патент или разрешение на работу.
3.заключить с иностранным работником трудовой (гражданско-правовой) договор;
4.уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении трудового договора.
ВАЖНО!
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» все работодатели (без исключения) обязаны уведомлять управление по вопросам миграции МВД России по Республике Саха (Якутия) о заключении и прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным
гражданином в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Формы и порядок уведомления утверждены приказом МВД России №11 от 10.01.2018 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в отделение по вопросам трудовой миграции управления по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) по адресу: г. Якутск ул. Ярославского, дом №32 к.1, или направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) по адресу: г. Якутск ул. Кулаковского, дом № 26, либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» в отсканированном виде на адрес электронной почты:_________________.
Если работодатель не уведомил (уведомил с нарушением сроков, нарушил порядок (форму) уведомления установленных законодательством), он привлекается к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц -от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц -от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ и другими федеральными законами), а также иностранных граждан, не имеющих разрешительных документов для осуществление трудовой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц -от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц -от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяется правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулируются отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 18.1 вышеназванного Федерального закона правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ.
При установлении указанной допустимой доли правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2018 №1365 на 2019 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ отдельные виды экономической деятельности.
На 2019 год Правительством РФ установлены ограничения по следующим видам экономической деятельности:
а) выращивание овощей (код 01.13.1) -в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
б) строительство (раздел F) –в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) -в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
г) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) -в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
д) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) -в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
е) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) -в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
ж) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) -в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) -в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
и) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) -в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
к) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) -в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
ВАЖНО!
В соответствии с частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа:
-на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
-на должностных лиц -от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
-на юридических лиц -от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (для трудовой деятельности иностранному гражданину необходимо иметь патент);
2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2настоящего Федерального закона №115-ФЗ(иностранному гражданину необходимо иметь разрешение на работу);
3)обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и получили разрешение на работу, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 6и 7 пункта4 статьи13настоящего Федерального закона от 25 июля 2002 г№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г.№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
1) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц -для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в
8 случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей), организациями, указанными в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 5 настоящей статьи, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны);
1.1) в размере не менее чем пятьдесят восемь тысяч пятьсот рублей из расчета за один календарный месяц -для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
1.2) в размере не менее чем один миллион рублей из расчета за один год (365 календарных дней) -для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
2) без учета требования к размеру заработной платы -для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
2.1) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц -для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
3) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц -для иных иностранных граждан.
Членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.
Иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии.
1.3. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.